Когда отходы посчитают по «факту»?

В регионы для сбора отзывов и предложений направлен проект правительственного постановления, подготовленного Минприроды России. Документ предлагает разрешить гражданам оплачивать услугу по обращению с отходами исходя из их фактического объема.

Основой для расчета платы предлагается считать объем вывезенных контейнеров, а не норматив накопления, который устанавливают региональные власти. Планируется, что документ вступит в силу 1 июля 2020 года.
Подробнее о предлагаемых проектом постановления изменениях рассказал руководитель Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики - компании «МВК «Экоцентр» Виктор Лагуновский.

- Виктор Владимирович, расскажите, пожалуйста, в чем суть предполагаемого реформирования порядка расчета платежа?

- В настоящий момент в сфере начисления платы за услугу по обращению с ТКО действует нормативный способ. То есть потребителю (юридическому или физическому лицу) начисляется ежемесячная плата исходя из нормативов образования, установленных Минстроем Чувашии в результате замеров.
Эта система была внедрена для того, чтобы уравнять в платежах всех потребителей одной группы (например, население, проживающее в многоквартирном доме) и исключить заинтересованность потребителей в сокрытии своих отходов с целью сэкономить, к примеру, выбрасывая коммунальные отходы в овраг, а не в контейнеры. Если платежи одинаковые, то зачем нарушать экологическое законодательство?
Но эта система подвергается серьезной критике потребителями, так как никто не хочет платить за другого. Поэтому законодатели разработали изменения в Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» и сопутствующие постановления правительства. Изменения эти должны предоставить потребителям возможность оплачивать услуги исходя из количества образовавшихся у них отходов.

- Почему при старте реформы отрасли обращения с ТКО был принят за основу нормативный порядок начисления платы за услугу?

- Решение о переходе на нормативный порядок начисления было принято на федеральном уровне, и главной причиной такого изменения безусловно является накопленный экологический ущерб. Огромное количество несанкционированных свалок в оврагах и лесах образовалось как раз потому, что свалить мусор в овраг гораздо дешевле и проще. Причем это касалось и недобросовестных граждан, и перевозчиков.
Нормативный способ как раз и направлен на решение этой проблемы – если заплатить все равно придется, то и нет смысла нелегально избавляться от мусора.

- Каким образом в проекте постановления предлагается измерять объем отходов?

- Измерение количества отходов для начисления платы потребителям возможно только исходя из объема контейнеров для отходов и периодичности вывоза. Это регламентируется Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».

- Потребитель при желании сможет остаться на прежнем - нормативном - порядке расчета оплаты услуги? Возможны случаи, при которых «норматив» будет выгоднее «факта»?

- Так как норматив устанавливается исходя из средних значений для одной группы потребителей, то конечно, есть такие, у которых образуется количество отходов больше нормативных значений, а также те, у которых их меньше. Соответственно для одних потребителей переход на «факт» будет выгоден, а для других - наоборот.

- Отметили ли Вы в проекте какие-то недочеты, которые потом - на практике - могут обернуться сложностями и спорами?

- Норматив учитывает как потребителей, образующих бОльший объем отходов, чем в среднем, так и тех, кто образует отходов меньше среднего. Если потребители с меньшим объемом отходов перейдут на “факт”, то логично предположить, что для всех оставшихся на прежней методике расчета норматив должен быть пересмотрен. Но это пока в предлагаемых изменениях закона не учтено.